Большая советская энциклопедия

Финляндия

Финляндия (Suomi), Финляндская Республика (Suomen Tasavalta).

I. Общие сведения

Ф. = государство на С. Европы. Граничит с СССР на В. (длина границ 1269 км), Швецией на С.-З. (586 км) и Норвегией на С. (716 км). На Ю. и З. берега Ф. омывают воды Балтийского моря, его заливов = Финского и Ботнического. Длина береговой линии (без учёта извилистости) 1100 км. Площадь 337 тыс. км2 (около 1/3 её за Полярным кругом). около 1/10 территории Ф. = внутренние воды, главным образом озёра. Население 4,7 млн. чел. (1975). Столица = г. Хельсинки.

В административном отношении Ф. разделена на 12 губерний (laani), которые подразделяются на уезды (kihiakunta). Табл. 1. = Административное деление Губернии (laani) Площадь*, тыс. км2 Население, тыс. чел. (1974) Административный центр
Ахвенанма (Ahvenanmaa)
Васа (Vaasa)
Кески-Суоми (Keski-Suomi)
Куопио (Kuopio)
Кюми (Kymi)
Лаппи (Lappi)
Миккели (Mikkeli)
Оулу (Oulu)
Похьойс-Карьяла (Pohjois-Karjala)
Турку-Пори (Turku-Pori)
Усима (Uusimaa)
Хяме (Hame) 1,5 26,8 19,3 19,9 12,8 99,1 21,6 61,1 18,0 21,5 10,4 19,8 22,0 422,2 240,5 250,7 345,2 195,1 211,1 400,9 177,1 693,5 1079,4 656,0
Марианхамина (Maarianhaminа)
Васа (Vaasa)
Ювяскюля (Jyvaskyla)
Куопио (Kuopio)
Коувола (Kouvola)
Рованиеми (Rovaniemi)
Миккели (Mikkeli)
Оулу (Oulu)
Йоэнсу (Joensuu)
Турку (Turku)
Хельсинки (Helsinki)
Хяменлинна (Hameenlinna)
* Без внутренних вод.
II. Государственный строй
Ф. = республика. Действительная конституция (Акт о форме правления) принята 17 июля 1919. Изменения и дополнения вносились в 1926, 1930, 1943 и 1955. Конституционный характер имеют Закон о высшем суде (1922) и Парламентский Устав (1928). Глава государства = президент, избираемый в порядке двухстепенных выборов на 6 лет. Президент обладает широкими полномочиями: назначает Государственный совет (правительство), является верховным главнокомандующим вооруженными силами, руководит внешними сношениями, имеет право созыва и роспуска парламента, издаёт постановления и указы.
Высший законодательный орган = однопалатный парламент, состоящий из 200 депутатов, избираемых населением на 4 года по системе пропорционального представительства. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Государственный совет формируется премьер-министром.
Местное управление в ляни (губерниях) осуществляется правлением во главе с губернатором, назначаемым президентом. Аландским островам (губерния Ахвенанма) предоставлена частичная автономия: имеется однопалатный парламент (ландстинг), наряду с губернским правлением создаётся совет с исполнительными функциями. Органами местного самоуправления в коммунах являются избираемые на 4 года городские и сельские коммунальные советы. В 1974 в финд. части Лапландии создан Саамский округ с местным самоуправлением.
Судебная система Ф. включает Верховный суд, члены которого назначаются президентом пожизненно; 4 апелляционных суда и суды 1-й инстанции: городские и окружные (в сельской местности). Существует также система административной юстиции. Функции государственного обвинителя выполняет канцлер юстиции, имеется также генеральный солиситор (осуществляет общий контроль за деятельностью судов и публичной администрации).
Государственный герб и государственный флаг см. в таблицах к статьям Государственные гербы и Флаг государственный.
III. Природа
? Берега Финского и Ботнического заливов Балтийского моря преимущественно низменные, сильно расчленены многочисленными мелкими бухтами и изобилуют шхерами (особенно на Ю. и Ю.-3.). Отмечаются быстрые изменения береговой линии, обусловленные значительным современным поднятием суши (от 2 мм/год на Ю.-В. до 9 мм/год на 3.).
Рельеф. На большей частью территории страны, главным образом на Ю., преобладают равнины: свыше 1/3 Ф-располагается ниже уровня моря на 100 м, свыше 2/3 = ниже на 200 м. Центральная часть с многочисленными озёрными котловинами (Озёрное плато) ограничена с Ю. и Ю.-В. грядами Салпаусселькя, с С. и С.-З. = возвышенность Суоменселькя, с В. = Зап.-Карельской возвышенности. На С. и В. сосредоточены возвышенности (высота 400=600 м), крупнейшая из них = Манселькя. На С.-З. = небольшой участок Скандинавского нагорья (высота до 1365 ч = гора Халтиатунтури). Вдоль побережий = холмистые прибрежные низменности. Рельеф страны сильно выровнен. Важное значение для формирования современного рельефа имело покровное оледенение, обусловившее преобладание моренных поверхностных отложений, широкое распространение холмистых форм рельефа, как экзарационных: бараньи лбы, курчавые скалы, так и аккумулятивных: моренные равнины, озовые гряды, камы, друмлины, а также обилие озёрных котловин.
Геологическое строение и полезные ископаемые. На территории Ф., расположенной в пределах Балтийского щита, преобладают метаморфические комплексы и гранитоиды докембрия, перекрытые ледниковыми отложениями антропогена. Древнейшие гранито-гнейсы Вост. Ф. и гранулиты Лапландии (2600 млн. лет назад) обрамлены нижнесреднедокембрийскими (1890=1750 млн. лет) эв- и миогеосинклинальными сланцевыми поясами (свекофенниды) в Юго-Зап. и Юж. Ф. и метаморфизованными вулканическими породами, кварцитами, мраморами (карелиды) в Вост. и Сев. Ф. Локально развиты платформенные глинисто-песчаниковые толщи верхнего докембрия (иотний Сатакунта, Оулу), кварцито-песчаники кембрия и сланцы кембросилура Ю.-З. и С.-З. Ф. Выделяются раннедокембрийские габбро-перидотиты и габброиды, синорогенные диориты и гранитоиды свекофеннид и карелид, анорогенные граниты рапакиви (1640=1620 млн. лет) и диабазы нотния, послекембрийские щелочные интрузии на В. и дациты на З. Ледниковые отложения антропогена представлены главным образом основными моренами и водно-ледниковыми отложениями, образующими три гряды на юге Ф., называются Салпаусселькя. В послеледниковое время значительная часть Ф. (на Ю. и З.) подвергалась трансгрессиям со стороны приледниковых морских бассейнов.
Главные месторождения полезных ископаемых размещены в карелидах и свекофеннидах, где они связаны с основными породами, кварцитами и сланцами в зонах разломов. Среди стран Западной Европы по запасам хромитов, ванадия и кобальта Ф. занимает 1-е место, титана и никеля = 2-е, меди и пирита = 3-е. Важное экономическое значение имеют месторождения медно-колчеданных (Оутокумпу, Луйконлахти, Пюхясалми и Хаммаслахти), медно-никелевых (Вуонос, Коталахти, Строми, Хитура, Нивала), полиметаллических (Виханти) руд, из которых попутно извлекаются кадмий, золото; хромитов (в Кеми), ильменит-магнетитовых руд (Отанмяки). Имеются также месторождения апатита, графита, магнезита, асбеста, талька, мусковита, мрамора, гранитов-рапакиви, торфа. Общие запасы в стране (тыс. т, 1975): железных руд (230 000), хромитов (30 000), титана (6000 TiO2), ванадия (90 V2O5), никеля (300), кобальта (30), меди (800), свинца (90), цинка (2000), пирита (21 000), антофиллит-асбеста (160), графита (10) и апатита (490 000).
Климат умеренный, переходный от морского к континентальному и континентальный (на С.); смягчающее воздействие на него оказывают Балтийское море и близость тёплого течения Гольфстрим в Атлантическом океане. Зима продолжительная, морозная, с сильными ветрами и обилием снега; лето сравнительно тёплое, но короткое. Средняя температура февраля (самый холодный месяц) от = 3 до = 6 ?С на Ю.-З., от = 8 до = 10 ?С на Озёрном плато, от = 12 до = 14 ?С на С.; июля = 17 на Ю., 16 ?С на Озёрном плато, 14=15 ?С на С. Осадков на большей частью Ф. в год выпадает 600=650 мм, на Ю. = до 700 мм, на зап. побережье = около 500 мм, на крайнем С. = местами менее 400 мм. От 30 до 40% осадков приходится на зиму. Снежный покров держится на Ю.-З. 4=5 месяцев, на С. 6=7 месяцев, его высота с Ю. на С. увеличивается от 30=40 см до 70=80 см. Почва к концу зимы промерзает на глубине от 20=40 см наЮ. до 60=90 см на С. В прибрежных районах часты туманы (от 35 до 85 дней в год).
Внутренние воды. около 90% территории страны относится к бассейну Балтийского моря, на С. часть стока поступает в Сев. Ледовитый океан. Развита густая сеть коротких полноводных рек (основные рр. Кеми-Йоки, Кюми-Йоки, Кокемяэн-Йоки, Торнио-Йоки) с многочисленными порогами, водоскатами и водопадами (в т. ч. Иматра на р. Вуокса). Питание рек преимущественно дождевое и снеговое, их сток часто зарегулирован озёрами. Половодье в конце весны и летом, отдельные дождевые паводки осенью. Имеется около 60 тыс. озёр, занимающих около 8% площади страны. Озёра часто вытянуты с С.-З. на Ю.-В. (по направлению движения древних ледников), обычно имеют извилистые берега, усеяны многочисленными островами, соединены между собой протоками и образуют крупные озёрные системы, в том числе Сайма (площадь 4,4 тыс. км2), Пяйянне, Инари, Оулуярви и др. Реки и озёра покрыты льдом в течение 5=7 месяцев, по ним осуществляется лесосплав. На многих реках построены ГЭС. На озёрах = судоходство.
Почвы и растительность. Почвы главным образом подзолистые, чередующиеся с глеево-подзолистыми и торфяно-болотными, на Ю. = также дерново-подзолистые, на С. = горно-лесные подзолистые и горно-тундровые. свыше 1/3 территории страны заболочено. На С. преобладают крупнобугристые болота, на Ю. = выпуклые, грядово-мочажинные. Высокая увлажнённость и завалуненность почв препятствуют их с.-х. освоению и вызывают необходимость в больших мелиоративных работах. Большая часть территории Ф. занята лесами, преимущественно таёжного типа (сосна, ель, берёза), на Ю. и Ю.-З. = с примесью широколиственных пород (дуб, липа, ясень, клён, в подлеске = лещина). Под пологом леса = вереск и ягодники (черника, брусника, голубика). В горах на крайнем С. проявляется высотная поясность (тайга сменяется берёзовым редколесьем и горными тундрами).
Животный мир. В Ф. сохранились крупные хищные звери (волк, росомаха, рысь, медведь) и птицы (беркут, орлан-белохвост), но их численность невелика. Редкими стали и ценные пушные звери: европейская норка, песец, сайменская нерпа. В лесах встречаются лось (главным образом на С. и З.), лисица, белка, горностай, лесная куница, зайцы = беляк и русак, хорёк, крот; акклиматизированы ондатра, амер. белохвостый олень, амер. норка, канадский бобр. Из птиц характерны ворона, сорока, кукушка, дрозд, дятлы, снегирь, тетерев, рябчик, филин. Воды рек и озёр богаты рыбой (лосось, форель, сиг, окунь, щука, судак и др.). В Балтийском море ловят сельдь, камбалу, треску и корюшку. Близ побережья водятся серые тюлени.
Охраняемые территории. Имеется 9 национальных парков (Паллас-Оунастунтури, Лемменйоки, Оуланка и др.) и 15 заповедников (1975).
Природные районы: Южный приморский со значительным распространением плоских глинистых низин, малой озёрностью, мягким климатом, относительно невысокой лесистостью (с участием широколиственных пород), большими площадями под с.-х. угодьями; Западный приморский, заболоченный песчано-глинистые низменности, сосновые и смешанные (на Ю.) леса; Центральный (Озёрное плато) с обилием скал, холмисто-моренных гряд, озов, друмлин, а также многочисленных озёр и преобладанием хвойных лесов; Северный с преобладанием возвышенностей, относительно суровым климатом, охватывает сев. часть тайги, а также высотные пояса берёзового редколесья и горной тундры.
Лит.: Эскола П., Докембрий Финляндии, в сборнике: Докембрий Скандинавии, пер. с англ., М., 1967; Руттен М. Г., Геология Западной Европы, [пер. с англ.], М., 1972; Pauramo М., Suomen luonnon kehitys, Hels., 1940; Mikkola A. K., Nini H., Structural position of ore-bearing areas in Finland, "Bulletin of the Geologial Society of Finland", 1968, ? 40, p. 17=33; Насимович А. А., Финляндия, в кн.: Современное состояние природной среды (биосферы) на территории Европы и пути ее сохранения и улучшения, Вильнюс, 1972; Финляндия. Географический сборник, пер. с фин., М., 1953; Atlas of Finland. Suomen kartasto, Helsinki, 1960; Kalliola R., Suomen kasvimaantiede, Porvoo, 1973.
Л. Р. Серебрянный (физическая география), В. Н. Выдрин (геологическое строение и полезные ископаемые).
IV. Население
Национальный состав населения Ф. сравнительно однороден, свыше 91% жителей составляют финны. В южных и западных прибалтийских районах живут шведы (около 390 тыс. чел., 1973, оценка), на С. страны = свыше 3 тыс. саамов (лопарей). Официальные языки = финский и шведский. Подавляющее большинство верующих принадлежит к евангелическо-лютеранской церкви, имеются православные. Официальный календарь = григорианский (см. Календарь).
Население увеличивается медленно, главным образом из-за небольшого естественного прироста (3,3 чел. на 1000 в 1972=74, в среднем за год) и традиционной эмиграции (в 1945=74 из страны выехало 400 тыс. чел.). Экономически активное население, по данным 1974, составило 2,2 млн. чел., из них занято в сельском и лесном хозяйстве 16,2% (45,8% в 1950), в промышленности 27,5% (20,8% в 1950), в строительстве 8,4% (6,3%), в торговле и финансах 20,1% (9,3%), на транспорте и в связи 6,9% (5,4%), в др. сферах обслуживания 20,9% (10,8%). В составе экономически активного населения (1970) около 74 тыс. = предприниматели, применяющие наёмный труд. Из лиц, которые живут своим трудом, 321,8 тыс. крестьян, 665,6 тыс. служащих и 986,9 тыс. рабочих. Лиц наёмного труда 1,75 млн. (1973).
Средняя плотность населения 14 чел. на 1 км2, 9/10 всего населения живёт в юж. половине страны. Процесс урбанизации ведёт к росту старых городов и городских посёлков, к образованию новых городов, к обрастанию крупных городов городами-спутниками. Городского населения 58,1% в 1974 (32,3% в 1950). Наиболее крупные города: Хельсинки, Тампере, Турку, Эспо, Ванта, Лахти, Оулу. Для сельских местностей характерно хуторское расселение.
V. Исторический очерк
? Первобытнообщинный строй на территории Ф. (до 9 в.). Древнейшие следы человека на территории Ф. относятся к послеледниковому периоду (мезолитическая культура Аскола на побережье Ф., 8-е тыс. до н. э.). Обнаружены стоянки ямочно-гребенчатой культуры (3-е тыс. до н. э.). Во 2-м тыс. до н. э. в Юго-Западной Ф. появляются носители культуры ладьевидных топоров и культуры шнуровой керамики, знакомые со скотоводством и земледелием. В конце эпохи бронзы развивается торговый обмен (Скандинавия, восточные области). Переход к культуре железа (начало 1-го тыс. н. э.) совпал с первыми переселениями прибалтийско-финских племён с территории Северо-Восточной Эстонии в Юго-Зап. Ф. В середине 1-го тыс. н. э. сформировались районы первоначального расселения фин. племён: еми (хяме) = в центральной и суми (суоми) = в Юго-Зап. Ф. К 9 в. фин. племена достигают озера Сайма. Карельский перешеек и Сев. Приладожье к концу 1-го тыс. были заселены корелами. К С. от линии Пори = Тампере = Микксли кочевали саамские племена (саамы). Фин. племена жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, животноводством, земледелием.
Становление на территории Ф. раннеклассового общества, завоевание её Швецией (9 = конец 13 вв.). Походы викингов (конец 8 = середина 11 вв.) непосредственно не коснулись территории Ф., но общее оживление экономической жизни на Балтике оказало существенное влияние на развитие финских племён. В 9 в. в устье р. Аура-Иоки (на месте будущего г. Турку) возник крупный пункт меновой торговли Коройнен (находки византийских, англо-саксонских, германских монет); торговые поселения возникали и в др. районах Ф. Родовой строй, несмотря на замедленный характер процессов, всё более изживался. Происходило становление раннеклассового общества, о чём свидетельствовали упрочение наследственной власти вождей, социально-экономическое расслоение в среде крестьян-общинников, введение регулярного обложения лопарей (предки современных саамов) данью, обострение борьбы с норвежцами и корелами за обладание незанятыми территориями С. страны. На основе слияния племенных групп суми, еми, корелов складывалась фин. народность. Однако политической консолидации Ф. не было достигнуто, она распалась на ряд провинций = маакунта. В середине 12 в. начинается завоевание Ф. швед. феодалами, господство которых утверждалось путём насильственной христианизации и введения постоянной системы налогообложения местного населения. В результате трёх крестовых походов (1155 или 1157, 1249, 1293) шведы овладели всей Юж. Ф. до Карельского перешейка.
? Ф. под шведским господством (конец 13 в. = 1809). Генезис феодальных отношений в Ф. (конец 13 = конец 16 вв.). По Ореховскому миру 1323, впервые определившему государственную границу между Швецией и Русью, территория современной Ф. (швед. Finland, т. е. земля финнов) вошла в состав швед. королевства. Завоевание сопровождалось процессом феодализации финского населения. Во 2-й половине 13 в. к швед. короне переходят функции управления и налогообложения, ранее находившиеся в ведении католической церкви. На основе старых племенных границ проводится административное деление территории Ф.: центрами гражданского управления становятся крепости Выборг, Тавастгус (Хяменлинна), Або (Турку). Появляются привилегированные сословия, в основном швед. происхождения, = дворяне и духовенство. Финское крестьянство, оставаясь лично свободным и сохраняя землевладельческие права, попадает в феодальную зависимость от господствующего класса, облагается новыми государственными повинностями: по строительству крепостей, содержанию гарнизонов (руокаруотси); налоги с крестьян составляли подавляющую часть шедших в Стокгольм поступлений.
В период унии королевств Дании, Норвегии и Швеции под верхней властью дат. королей = официально в 1397=1523 (см. Кальмарская уния) = территория Ф. пользовалась относительно широкой внутренней автономией. Во время антидатского восстания 1434=36 в Швеции финское дворянство выступило в роли посредника между враждующими сторонами. В связи с этим было закреплено его участие (с 1362) в общешведских королевских выборах. Упорное сопротивление дат. проникновению в Ф. оказывали крестьяне (восстания 1438=1439 в Сатакунте, Тавастланде и Карелии). С 1523 Ф. = последний оплот датчан в борьбе против швед. короля Густава Вазы = вновь оказалась под полным швед. контролем. В 16 в. швед. корона значительно увеличила свои землевладения в Ф. за счёт католической церкви (в связи с Реформацией) и финского крестьянства; началось освоение сев. и сев.-вост. районов страны (в 1542 объявлены коронной собственностью). Реформация, не имевшая в Ф. ярко выраженной политической окраски, не вызвала широких народных движений, а лютеранство, успехи которого связаны с деятельностью М. Агриколы, пустило в Ф. не столь глубокие корни, как в др. северных странах. Разделение в 1554 территории Ф. на Абоскую и Выборгскую церковные епархии ещё более усилило позиции королевской власти в ущерб авторитету церкви. В 1556 экономически наиболее развитая юго-зап. часть Ф. была передана в качестве герцогства сыну Густава Вазы Юхану, проводившему почти независимую от Стокгольма политику. Однако попытка последнего превратить Ф. в самостоятельное государство окончилась неудачей (в 1563 статус герцогства упразднён). Постоянные войны Швеции против России во 2-й половине 16 в. губительно сказались на положении Ф. и её крестьянства, поднявшего крупнейшее в истории страны восстание (см. Дубинная война1596=97). В ходе развернувшейся борьбы за власть в Швеции (между польск. королём Сигизмундом III и швед. герцогом Карлом) фин. дворянство встало на сторону Сигизмунда. В 1599 шведы разбили сторонников Сигизмунда в Ф. и ликвидировали оппозицию Стокгольму.
Ф. в период шведского великодержавия (17 = начала 1 8 в в.). После Столбовского мира 1617 на территории Ф. долгое время не было военных действий, что способствовало восстановлению экономики страны, развитию местной администрации. В Ф. были созданы придворный суд высшей инстанции (1623), почтовая служба, основано около десяти городов, открыты приходские школы, гимназии (в 30=50-е гг. 17 в.), университет (Академия) в Або [Турку (1640)]. С середине 17 в. усилилась шведизация Ф., которая при короле Карле XI (правил в 1660=97) была фактически превращена в совокупность рядовых губерний. В 30=70-х гг. 17 в. свыше 2/3 всех земельных угодий в Ф. становится феодальной собственностью дворянства, возникает крупное господское хозяйство, появляется барщина, крестьяне частично прикрепляются к земле. Редукция, не улучшив существенно положения фин. крестьянства, ликвидировала угрозу его закрепощения. Разрушающее влияние на экономику Ф. оказала Северная война 1700=21, известная в её истории как "великое лихолетье": 60 тыс. чел. (1/5 населения Ф.) было мобилизовано в армию, 1/4 крестьянских хозяйств оказалась заброшенной. По Ништадтскому мирному договору 1721 (завершил Сев. войну) Швеция возвратила России в числе др. территорий Юго-Зап. Карелию и Выборг.
Кризис феодального строя и зарождение капиталистических отношений в Ф. (2-я четверть 18 = начало 19 в в.). С ослаблением Швеции после Северной войны в Ф. усилились антишведские настроения. Заметное влияние на формирование национального самосознания оказал обнародованный 18 марта 1742 (в ходе рус.-шведской войны 1741=43) манифест рус. императрицы Елизаветы Петровны к финскому народу с призывом к образованию при поддержке России независимой Ф. По Абоскому мирному трактату 1743, окончившему войну, к России перешла Юго-Вост. Ф. (с гг. Фридрихсгам, Вильманстранд, Нейшлот). В условиях роста оппозиционных настроений в Ф. швед. правительство вынуждено было в 50=60-е гг. провести некоторые мероприятия, способствовавшие экономическому развитию Ф. В 1765 фин. города на побережье Ботнического залива получили торговую привилегию (стапельное право), что открывало им дорогу на внешний рынок. Генеральное межевание земель (1757) содействовало возникновению в Ф. крупных товарных хозяйств. В 1775 издан указ о передаче "излишков" земли короне: в 18 в. возникло около 7400 крестьянских хозяйств (половина из которых после 1775). Было разрешено дробить крестьянские владения, основывать на них торпы (см. Торпари), число которых к 1805 достигло 25,3 тыс. Развитию сельского хозяйства способствовала деятельность финского экономического общества (основано в 1797). Однако швед. правительство рассматривало Ф. прежде всего как сырьевой придаток метрополии; развитие немногочисленных мануфактур (железоделательных, лесопильных, текстильных, стекольных) сковывалось цеховыми регламентациями, недостаточным финансированием и др. В идеологической жизни фин. населения усилиями экономиста А. Чюдениуса, профессоров Академии в Або (Турку) К. Ф. Менандера, П. Калма, П. А. Гадда, Х. Г. Портана было подготовлено движение за национальное возрождение фин. народа = фенноманство (возникло в 20=40-е гг. 19 в.); антишвед, тенденции дворянско-офицерских кругов Ф. (см. Аньяльский союз) достигли наивысшего развития во время рус.-швед. войны 1788=90.
Ф. в составе России (1809=1917). Развитие и укрепление капиталистических отношений. В результате рус.-швед. войны 1808=09 территория Ф. была присоединена к России. Собрание представителей сословий Ф., созванное рус. правительством в г. Борго (см. Боргоский сейм 1809), одобрило условия вхождения Ф. в состав Российской империи. Главой Ф. (Великого княжества Финляндского) являлся росс. император (великий князь финляндский), представителем которого в Ф. был генерал-губернатор = председатель местного правительства (с 1816 = сената). Высшая администрация Ф. подчинялась непосредственно императору, представление дел которому в Петербурге осуществлял до 1891 Комитет (в 1809=11 = комиссия) по делам Ф. [в 1826=57 функции комитета исполнял его статс-секретарь (с 1834 = министр статс-секретарь)]. В компетенцию 4-сословного сейма входило законодательство по внутренним делам; вопросы внешней политики сеймом не обсуждались. Без согласия сейма царь не мог ввести новый или отменить старый закон, вводить налоги. Внутренняя административная автономия дополнялась экономически: Ф. имела свою таможню по торговле с Россией и зап.-европейскими странами, доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, в 1860=78 Ф. получила свою денежную систему. Своеобразное положение Ф. в составе России было продиктовано политическими и стратегическими соображениями самодержавия, стремившегося в условиях общеевропейского кризиса, = как писал В. И. Ленин, = "... привлечь на свою сторону финляндцев, бывших подданных шведского короля..." (Полное собрание соч., 5 изд., т. 5, с. 355), рядом уступок нейтрализовать возможные оппозиционные выступления; с этой же целью в 1811 к Ф. была присоединена Выборгская губерния. В освобожденной от содержания армии и военных расходов Ф. сложились предпосылки для быстрого экономического развития, наблюдавшегося с 20-х гг. 19 в. После отмены ограничений на свободу предпринимательства и использование природных богатств (1857=68) капиталистические отношения одержали в Ф. окончательную победу. Ведущей отраслью её экономики становится лесопиление (в 1890 давало 22% объёма производства страны, в нём был занят 21% всех рабочих Ф.), которое наряду с фабрично-заводским производством пиломатериалов (20% от общего объёма производства Ф.) нанесло удар по патриархальной замкнутости крестьянского хозяйства. Продукция промышленности выросла в 60=80-х гг. в 16 раз, акционерный капитал с 2,1 млн. до 33,3 млн. марок. сельское хозяйство к концу 19 в. приобрело главным образом молочную специализацию. Огромную роль в экономическом развитии Ф. играл росс. рынок, удельный вес которого в торговых оборотах княжества равнялся 30=50%.
В 20=60-х гг. 19 в. автономия Ф. формально сохранялась, но сейм не созывался до 1863, была усилена цензура, запрещено (в 1850) издание книг на финском языке (кроме с.-х. и религиозной литературы). В 20=40-е гг. 19 в. в связи с формированием финской нации (см. финны) развилось фенпо-манское движение (политическим течением становится в 60-е гг. 19 в.), боровшееся за равноправие фин. языка со швед., за развитие национальной культуры. В 1863, в обстановке начавшегося Польского восстания 1863=64, царизм был вынужден пойти на созыв финл. сейма, провозгласить равноправие фин. и швед. языков. Школьная реформа (1866) ликвидировала церковный контроль над начальным образованием и ввела обучение на фин. языке; новый сеймовый устав (1869) ввёл периодичность созывов сейма (5 лет, с 1882=3 года); городская реформа (1873) установила выборность органов самоуправления; военной реформой (1878) создавались в Ф. национальные воинские части и подразделения (входили в состав рус. армии). Проведённые преобразования в целом удовлетворили буржуазию и дворянство Ф., упрочили вместе с тем позиции царизма в княжестве. Успехи, достигнутые к 80-м гг. 19 в. в развитии национальной культуры, в значительной мере ослабили остроту языкового вопроса. Содержание начавшейся в конце 70-х = начала 80-х гг. политической борьбы шведоманов, старофиннов и младофиннов определялось в основном проблемами государственно-правового положения Ф. в составе России, торговой политики княжества и тактики во взаимоотношениях с царизмом. В начале 80-х гг. появляются первые профессиональные и рабочие союзы, сразу подпавшие под влияние буржуазии; в 1899 была основана Финская рабочая партия (с 1903 = Социал-демократическая партия Финляндии, СДПФ). В условиях усиления в Российской империи после убийства царя Александра и политической реакции царизм начинает с середины 80-х гг. ущемлять автономные права Ф., а в 90-е гг. берёт курс на полное уничтожение особого статуса Ф. в составе Российской империи. Февральским манифестом 1899, который был квалифицирован В. И. Лениным как "государственный переворот" (там же, с. 356), царь присвоил себе право издавать для Ф. законы без согласия сейма.
Экономический подъём в Ф. продолжался в начале 20 в. (в 1885 в Ф. было 4333 промышленных предприятия с 38 075 рабочими, к 1905 соответственно 9054 и 107 828); валовая продукция промышленности возросла со 117 млн. марок в 1885 до 392 млн. марок в 1905. В 1897 в Ф. было 623 акционерных общества с капиталом в 170 млн. марок, в 1910 = 2214 обществ с капиталом в 551 млн. марок. В начале 20 в. проникает и расширяет влияние в экономике Ф. герм. капитал. Развитие капитализма привело к сдвигам в классовой структуре фин. общества: увеличилось число безземельных (в 1900 = 48% всего сельского населения), пополнявших ряды пролетариата. Свыше 200 тыс. семейств составляли к началу 20 в. пролетарские и полупролетарские слои деревни (торпари, "бобыли", батраки), на долю которых приходилось около 1/2 посевных площадей, в то время как 29 тыс. крупных, главным образом кулацких, хозяйств располагали свыше 1/2 посевных площадей. Эмиграция населения, главным образом в США, составила в 1896=1910 свыше 190 тыс. чел. (при населении 2656 тыс. чел. в 1900). Наступление на автономию привело к новой расстановке политических сил в Ф.: старофинны встали на путь соглашательства с царизмом; шведоманы и младофинны образовали "конституционалистский блок", придерживавшийся политики пассивного сопротивления царскому самодержавию; часть конституционалистов основала в 1904 Партию "активного сопротивления" с эсеровской тактикой индивидуального террора. Насильственное подавление оппозиции, усилившееся с передачей генерал-губернатору чрезвычайных полномочий (1903), значительно обострило политическую обстановку в Ф.
Под воздействием Революции 1905=07 в России развернулось революционное движение в Ф. В январе, октябре = ноябре 1905 в Ф. прошли митинги, демонстрации и забастовки солидарности с рус. пролетариатом, была создана Красная Гвардия. 1 ноября 1905 в Таммерфорсе рабочие приняли программный документ фин. пролетариата = Таммерфорсский манифест, выдвигавший требования демократических преобразований. " Конституционалисты " выступили за "восстановление законности", т. е. отмену всех законов царского правительства, принятых после февраля 1899 без согласия сейма [манифест об отмене этих законов был подписан Николаем II 22 октября (4 ноября) 1905]. Под натиском революционных событий царь утвердил принятый сеймом 20 июня 1906 новый сеймовый устав (фактически конституцию), предусматривавший введение однопалатного парламента, избираемого на основе всеобщего равного избирательного права всеми гражданами с 24-летнего возраста. В 1906 оформились новые политические партии Ф.: швед. крыло "конституционалистов" создало Шведскую народную партию, зажиточное фин. крестьянство = Союз сельского населения Финляндии (в 1908=1965 = Аграрный союз, с 1965 = Партия центра). Развернувшееся в Ф. в 1906=07 забастовочное движение (весной 1906 на Таммерфорсской мануфактуре, осенью 1906 сплавщиков на р. Кеми и др.) возглавлялось СДПФ, внутри которой оформилось (в 1905) левое крыло (О. В. Куусинен, Ю. Э. Сирола и др.). Кульминацией революционных выступлений в Ф. явилось Свеаборгское восстание 1906 рус. солдат и матросов, поддержанное фин. пролетариатом. В апреле 1907 было основано Центральное объединение профсоюзов Ф. Поражение революции в России привело к реакции и в Ф.: в 1907=11 парламент систематически распускался, в 1910=14 царское правительство разработало программу полной ликвидации автономии Ф. [царский указ от 17 (30) июня 1910]. В силу этого в годы 1-й мировой войны 1914=18 в Ф. усилились прогерм. тенденции. В промышленности, связанной с росс. рынком военными поставками, происходила быстрая концентрация производства (на крупных предприятиях, выпускавших до 77% всей продукции, было занято 79% рабочих). Борьбой рабочих за улучшение своего положения руководили профсоюзы (в 1910 = свыше 15 тыс. чел., в 1916 = свыше 40 тыс. чел.); росло влияние СДПФ, что отражалось на результатах парламентских выборов (в 1907 социал-демократы получили 80 из 200 мест в парламенте, в 1916 = 103 места).
Значительный рост политической активности в Ф. вызвала Февральская революция 1917 в России. В марте 1917 фин. пролетариат создал в Хельсинки сейм рабочих организаций (сыграл подобно Советам рабочих депутатов в России большую роль в Ф. в период революции 1918), сеймы рабочих организаций создавались и в др. городах Ф. Временное правительство России, восстановив [7 (20) марта 1917] автономные права Ф., резко выступило против усилившихся тенденций к её полной внутренней самостоятельности, поддерживавшихся СДПФ. По предложению социал-демократической фракции 18 июля 1917 финл. парламент принял "Закон о власти", провозглашавший его носителем верхней власти в стране. 18 (31) июля Временное правительство распустило парламент; новые выборы (октябрь 1917) дали большинство в парламенте буржуазным партиям. Октябрьская революция в России принесла фин. народу национальную независимость. 6 декабря 1917 парламент принял декларацию об объявлении Ф. независимым государством. Совет Народных Комиссаров РСФСР 18 (31) декабря 1917 в соответствии с ленинской национальной политикой признал независимость Ф.; 22 декабря 1917 (4 января 1918) постановление СНК было утверждено ВЦИК.
Октябрьская революция в России оказала сильнейшее влияние на развитие революционного движения в Ф. 13=19 ноября 1917 в Ф. прошла всеобщая забастовка, но СДПФ не воспользовалась возникшей в ноябре 1917 революционной ситуацией в стране. 26 ноября 1917 парламент утвердил состав буржуазного сената во главе с П. Свинхувудом, приступившего к подавлению революционного движения. Была создана белая гвардия (см. Шюцкор), вооружённая с помощью Германии. 16 января 1918 сенат, получивший 12 января диктаторские полномочия, назначил бывшего генерала царской армии К. Г. Э. Маннергейма главнокомандующим белой гвардией.
Революция 1918 в Ф. В ночь на 28 января в Ф. началась рабочая революция (см. Финляндская революция 1918): по призыву руководства рабочих организаций пролетариат Хельсинки захватил правительственные учреждения, банки. За короткое время сопротивление белых было сломлено во всей юж. части страны. Север и большая часть Центральной Ф. (куда бежали члены буржуазного правительства) были заняты белой гвардией. В Ф. началась гражданская война. Программа сформированного 28 января революционного правительства = Совета народных уполномоченных (СНУ) по содержанию была демократическая, но на практике СНУ осуществил ряд преобразований социалистического характера: национализировал часть промышленных и коммерческих предприятий, крупных имений, заменил буржуазный государственный аппарат, взял в своё ведение Финляндский банк и поставил под государственный контроль частные банки, установил рабочий контроль на предприятиях, безвозмездно передал землю крестьянам-арендаторам и др. Значительную помощь революционной Ф. оказала Советская Россия. 1 марта 1918 в Петрограде с участием В. И. Ленина был подписан Договор об укреплении дружбы и братства между РСФСР и Финляндской социалистической рабочей республикой (названа так в тексте договора по предложению В. И. Ленина). Для подавления революции контрреволюционные силы призвали на помощь герм. империалистов. 7 марта 1918 в Берлине между правительством Свинхувуда и герм. правительством были заключены договоры, ставившие Ф. в политическую и экономическую зависимость от Германии. С помощью высадившихся в Ф. герм. войск революция была в начале мая подавлена. Несмотря на поражение, революция 1918 в Ф. имела большое значение для истории страны, дальнейшего развития рабочего движения. Из её уроков лучшие представители финл. социал-демократии сделали вывод о необходимости создания подлинно революционной марксистско-ленинской партии и 29 августа 1918 на базе левого крыла СДПФ основали Коммунистическую партию Финляндии (КПФ).
Ф. в 1918=45. После подавления революции в Ф. установился режим белого террора. 15 мая 1918 парламент принял решение о разрыве отношений с Сов. Россией. В августе со стороны Ф. было заявлено, что мирные отношения между обеими странами могут быть установлены лишь после присоединения к Ф. Карелии и Кольского полуострова. Для оформления политического союза с Германией парламент принял законы: 1 августа об установлении в Ф. монархии, а 9 октября 1918 об избрании королём Ф. герм. принца Фридриха Карла Гессенского. Герм. революция 1918 и поражение Германии в 1-й мировой войне 1914=18 фактически спасли Ф. от окончат, превращения в герм. вассала. 17 июля 1919 Ф. была провозглашена республикой; президентом буржуазной Финляндской республики избран К. Стольберг. В 1918=20 Ф. поддерживала интервенционистские планы империалистических держав, хотя сама не приняла участия в них. Победы Красной Армии, усиление рабочего движения в стране и экономические трудности вынудили Ф. принять мирные предложения Сов, правительства. 14 октября 1920 между РСФСР и Ф. был подписан мирный договор (см. в ст. Советско-финляндские соглашения). Тем не менее в последующие годы во внешней политике Ф. преобладала антисов. направленность (белофин. отряды "добровольцев" до 1922 неоднократно совершали нападения на Сов. Карелию), вытекавшая из классовых позиций буржуазии, а также из стремления реакционных кругов создать "Великую Финляндию". Политические, экономические и культурные связи с СССР были минимальными. Внутри страны ограничивалась деятельность демократических сил. Находившаяся с 1918 в подполье КПФ вела работу в массах, парламентскую и общественную деятельность в защиту интересов трудящихся через Социалистическую рабочую партию (существовала с 1920 до 1924), профсоюзы, др. легальные левые рабочие и молодёжные организации, и др.
Внутриполитическая обстановка в Ф. в 20-е гг. не отличалась стабильностью. С 1919 по 1930 сменилось 14 правительств. В экономике, особенно в лесной и деревообрабатывающей промышленности, в 1920=28 наблюдалось оживление, но жизненный уровень фин. рабочих оставался одним из самых низких в Европе. В руководимых профсоюзами забастовках участвовало в 1924 2 тыс. рабочих, в 1927 = 13 тыс., в 1928 = 37 тыс. Мировой экономический кризис 1929=33, захвативший и Ф., сильно подорвал её экономику. Промышленное производство в 1928=31 сократилось на 32,5%, число безработных превысило 100 тыс. чел., происходило массовое разорение крестьян. Используя миф о "коммунистической опасности", буржуазия перешла в наступление на права трудящихся. Осенью 1929 возникло фашистское, т. н. лапуаское движение. В 1930 был распущен парламент, левые рабочие-депутаты арестованы, запрещено центральное объединение профсоюзов Ф. В 1930=31 у власти находилось правобуржуазное правительство П. Свинхувуда, ставшего затем (в 1931=37) президентом Ф. Парламент нового созыва принял в октябре 1930 ряд чрезвычайных антикоммунистических законов. В 1932 оформилась фашистская партия Патриотическое народное движение (существовала до 1944). Принятые в 1934=35 новые законы ограничивали гражданские права; в 1936 была учреждена политическая полиция. Реакционные круги стали выступать с требованиями "жизненного пространства" и расширения территории Ф. до Урала. В 1932 между Ф. и СССР был заключён Договор о ненападении. В 1935 парламент заявил, что во внешней политике Ф. будет придерживаться нейтралитета ("объективный нейтралитет" носил формальный характер, и фактически в политике правящих кругов продолжала преобладать антисов. направленность). В середине 30-х гг. началось сближение Ф. с фашистской Германией, хотя продолжали поддерживаться тесные связи Ф. с Великобританией, Францией и США. Пребывание у власти в 1937=39 правительства А. Каяндера (Прогрессивная народная партия, основана в 1918), в которое входили и социал-демократы, не изменило общего направления политики Ф., хотя на парламентских выборах 1936=37 благодаря активной деятельности КПФ по созданию народного фронта против угрозы фашизма и войны проявились определённые сдвиги общественного мнения Ф. влево.
После экономического спада в 1929=33 в Ф., которая оставалась аграрно-индустриальной страной, быстро развивалась промышленность (особенно металлообрабатывающая, возросшая к 1938 по сравнению с 1922 в 4 раза). В 1938 промышленное производство достигло наивысшего для довоенного периода уровня, в промышленности было занято 231 тыс. чел. В национальном доходе в 1938 доля промышленности составляла 25,8%, строительства = 4,5%, сельского хозяйства = 19,6%, лесного хозяйства = 15,5%. Ф. стала одним из главных в мире производителей и экспортёров лесобумажных товаров. В сельском хозяйстве была достигнута самообеспеченность в производстве мяса и молока, почти достигнута = в производстве зерна. Несмотря на репрессии, трудящиеся активно выступали в защиту своих интересов. В 1936=39 в Ф. состоялось 127 забастовок, в которых участвовало свыше 19 тыс. чел.
В связи с усилением угрозы использования империалистическими державами территории Ф. для агрессии против СССР Сов. правительство предложило правительству Ф. весной 1938 заключить договор о взаимопомощи. Однако правительство Ф. отклонило это предложение. Оно также отказалось участвовать в системе коллективной безопасности. Ф. отклонила предложения Сов. правительства весной 1939 об укреплении безопасности границ Ф. и границ Ленинграда, прервала сов.-финл. переговоры, происходившие в октябре = ноябре 1939 в Москве, об укреплении взаимной безопасности. Одновременно в Ф. велись активные военные приготовления (осенью 1939 в Ф. проведена мобилизация). 28 ноября 1939 Советское правительство было вынуждено денонсировать договор о ненападении с Ф. 30 ноября 1939 между обеими странами начались военные действия (см. Советско-финляндская война 1939=40). Война окончилась поражением Ф., 12 марта 1940 в Москве был подписан сов.-финл. мирный договор (см. в ст. Советско-финляндские соглашения). Правящие круги Ф., рассматривавшие его лишь как вооружённое перемирие, возобновили политику сближения с фашистской Германией. Прогрессивные организации и деятели Ф., в том числе члены общества мира и дружбы с СССР (основано в мае 1940), подверглись репрессиям. Осенью 1940 Германия получила фактическое право ввода своих войск в Ф. В конце 1940 между финл. и герм. командованием была достигнута договорённость о сотрудничестве в подготовке войны против СССР. 17 июня в Ф. началась всеобщая мобилизация. 22 июня 1941 Ф. вступила в войну против СССР на стороне фашистской Германии, хотя формально объявила войну только 26 июня. 30 июня 1941 финл. армия перешла в наступление на С. сов.-герм. фронта, оккупировала большей частью Сов. Карелии и ряд районов Ленинградской обл. В ноябре 1941 Ф. присоединилась к "Антикоминтерновскому пакту". В 1941 с Ф. разорвала дипломатические отношения Великобритания, в 1944 = США. В сентябре 1944 в результате побед Сов. Армии в Великой Отечественной войне Ф. прекратила военные действия на стороне фашистской Германии. 19 сентября 1944 в Москве было подписано соглашение о перемирии между Ф. и государствами, находившимися с ней в состоянии войны. В соответствии с соглашением в Ф. были освобождены из тюрем и концлагерей антифашисты, легализована деятельность КПФ и др. демократических организаций, распущены фашистские организации. В октябре 1944 по инициативе КПФ и левых социал-демократов был образован Демократический союз народа Финляндии (ДСНФ). В марте 1945 Ф. объявила войну фашистской Германии.
Ф. после 2-й мировой войны 1939=45. После выхода из войны значительного спада производства в Ф. не произошло (индекс промышленного производства в 1944 составлял 96; в 1938 = 100), но приостановился его рост, что в значительной степени вызывалось структурными изменениями в пользу военной промышленности (результат перевода экономики на военные рельсы). С.-х. производство сократилось до 1/3 довоенного, государственный долг возрос в 20 раз, снизился жизненный уровень населения. Парламентские выборы 1945 ознаменовались успехом демократических сил. После выборов было заключено соглашение о сотрудничестве между ДСНФ, партией Аграрный союз и СДПФ. В период пребывания в 1945=48 у власти правительств, созданных на основе этого соглашения, было обеспечено восстановление экономики (в 1946 промышленное производство достигло довоенного уровня), осуществлен ряд реформ (в области социального обеспечения, трудового законодательства и др.). В 1946 осуждены главные фин. виновники войны = Р. Рюти, В. Таннер и др. В 1947 в Париже государствами, находившимися в состоянии войны с Ф., подписан мирный договор с Ф. (см. в ст. Парижские мирные договоры 1947). В апреле 1948 между СССР и Ф. подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (продлён в 1955, затем в 1970; см. в ст. Советско-финляндские соглашения). правительство СССР 1948 уменьшило Ф. на 50% (на 73,5 млн. долларов) сумму оставшихся невыплаченными репараций. После расторжения СДПФ в мае 1948 соглашения о сотрудничестве демократических сил реакция добилась приостановки прогрессивного развития страны. В июле 1948 было создано однопартийное правительство во главе с правым социал-демократом К. Фагерхольмом. Используя это правительство, антидемократические силы предприняли попытку изменить внешнеполитический курс Ф. вправо, что вместе с ухудшением положения трудящихся привело к обострению в конце 1940-х = начале 1950-х гг. внутриполитической обстановки. Трудящиеся Ф. оказали упорное сопротивление политике правительства, которое в 1950 было вынуждено уйти в отставку. К власти пришло коалиционное правительство (состояло в основном из представителей партии Аграрный союз и Шведской народной партии) во главе с У. К. Кекконеном (Аграрный союз). В области внешней политики оно взяло курс на развитие отношений добрососедства и сотрудничества с СССР. Существенный вклад в их укрепление внесли президент Ф. Ю. К. Паасикиви, избранный в марте 1946, и сменивший его на этом посту в марте 1956 У. К. Кекконен. По их именам послевоенный внешнеполитический курс Ф., основанный на дружбе с СССР, получил название "линия Паасикиви = Кекконена". В его становлении и укреплении значительная роль принадлежит КПФ, с момента своего основания последовательно выступающей за дружбу обеих стран. В середине 60-х гг. к поддержке "линии Паасикиви = Кекконена" перешла также СДПФ. Укрепление взаимного доверия обоих государств нашло отражение в досрочном (1955) отказе СССР от арендных прав на территорию Порккала-Удд, предоставленную Ф. Сов. Союзу по соглашению о перемирии 1944 для создания военно-морской базы (оборудование базы СССР безвозмездно передал Ф.), и выводе сов. вооруженных сил с этой территории. Ещё в 1950 сов.-финл. торговля была переведена на основу долгосрочных (5-летних) соглашений, впервые в практике торговых отношений между социалистическими и капиталистическими странами. В 1955 было заключено сов.-финл. соглашение о научно-техническом сотрудничестве. В конце 1955 Ф. была принята в ООН; в том же году Ф. вступила в Северный совет.
В 1950=65 ведущие политические силы Ф. = ДСНФ, СДПФ, партия Аграрный союз = обладали достаточно прочными позициями в парламенте (в среднем в эти годы они получали на парламентских выборах соответственно 22%, 25% и 23% голосов избирателей), однако отсутствие сотрудничества между ними, а также усиление влияния правых сил способствовали сохранению неустойчивости внутриполитической обстановки в Ф. (в 1950=65 сменилось 17 правительств, неоднократно, как и позднее, у власти находились "служебные кабинеты"). Активно выступали в эти годы в защиту своих прав и интересов трудящиеся Ф. (около 500 тыс. чел. участвовало во всеобщей забастовке 1956). Политика тесного сотрудничества с буржуазией и антисоветизм руководства СДПФ вызвали раскол в её рядах (в 1959 левая оппозиция основала Социал-демократический союз рабочих и мелких земледельцев Ф.), привели к ослаблению позиций партии и её правительственной изоляции. В 1959=65 у власти находились буржуазные коалиционные правительства, в которых ведущую роль играла партия Аграрный союз.
Экономическое развитие Ф. после 2-й мировой войны происходило в основном в благоприятных условиях. Расширение торгово-экономических связей с СССР и др. социалистическими странами, проведение миролюбивой внешней политики способствовали созданию многоотраслевой экономики и более быстрым, чем в большинстве государств Зап. Европы, темпам роста промышленного производства; повысился уровень механизации и интенсификации сельского хозяйства, характерной чертой экономики стала высокая степень централизации и концентрации капитала и производства (см. раздел Экономико-географический очерк). После парламентских выборов 1966, на которых рабочие партии получили большинство голосов избирателей, было сформировано коалиционное правительство (СДПФ, ДСНФ, Социал-демократический союз рабочих и мелких земледельцев Ф., Партия центра) во главе с социал-демократом Р. Паасио. Такую же партийную базу имели правительство 1968=70 во главе с социал-демократом М. Койвисто и правительство 1970=71 во главе с А. Карьялайненом (Партия центра). Главным направлением развития государственно-монополистического капитализма в Ф. начиная с 1968 стало осуществление в различных формах "политики доходов" с целью регулирования процессов развития как в области экономики, так и в социальной сфере. Её проведение встретило растущее сопротивление трудящихся. На парламентских выборах 1970 правительственные партии потеряли около 15% голосов избирателей и 29 мандатов. Весной 1971 представители ДСНФ были удалены из состава правительства, в 1971=75 основу правительственной коалиции составляли СДПФ и Партия центра (в т. ч. и в правительстве 1972=75 во главе с социал-демократом К. Сорсой). Начало 1970-х гг. характеризуется углублением кризисных процессов, охвативших не только экономику, но и политическую жизнь Ф., обострением социальных противоречий, внутрипартийной и межпартийной борьбы, что вызвало в 1972 и 1975 роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Рост цен и инфляция (в 1972 индекс стоимости жизни вырос на 7,1%, в 1973 = на 11,7%, в 1974 = на 11,4%, в 1975 = на 17,8%), увеличение безработицы (в 1975 число безработных в среднем за год составило 2,2% от всего самодеятельного населения, в 1976 = 6%) вызвали массовое движение трудящихся; в 1971 состоялось 838 забастовок, в которых участвовало 408 тыс. чел., в 1973 = 1009 забастовок с 678 тыс. участников, в 1974 = 1800 забастовок с 371 тыс. участников, в 1976 = 3200 забастовок (в основном без согласия руководства профсоюзов). В условиях углубления кризиса капиталистической экономики, роста интеграционных процессов в мировом хозяйстве и обострения классовых противоречий в стране основное место в деятельности правительств Ф. занимали в 1-й половине 1970-х гг. вопросы усиления регулирующей роли государства. Принятые правительствами Ф. меры (увеличение ассигнований на обеспечение занятости, временная регламентация цен, улучшение некоторых социальных льгот и др.) не дали сколько-нибудь существенных результатов. В середине 1970-х гг. наступило ослабление темпов роста экономики Ф., продолжала возрастать стоимость жизни, ухудшалось положение трудящихся, хотя прибыли монополий сохранялись на высоком уровне. Существовавшее с июня 1975 т. н. служебное правительство чиновников во главе с социал-демократом К. Линама сменило в ноябре 1975 коалиционное правительство (СДПФ, ДСНФ, Партия центра, Швед. народная партия, Либеральная народная партия и т. н. министры-специалисты) во главе с М. Миеттуненом. Осенью 1976 это правительство распалось из-за возникших разногласий по вопросам экономической и социальной политики. Сформированное Миеттуненом новое правительство, в которое вошли представители Партии центра, Либеральной народной партии и Шведской народной партии, действовало до мая 1977. На смену ему пришло коалиционное правительство большинства (СДПФ, ДСНФ, Партия центра, Шведская народная партия, Либеральная народная партия) во главе с Сорсой. Демократические силы, выступающие за прогрессивное развитие Ф. и укрепление её миролюбивой внешней политики, добиваются установления действенного сотрудничества ведущих политических сил, представляющих трудящиеся слои населения, = ДСНФ, СДПФ и Партии центра (на досрочных парламентских выборах 1975 получили соответственно 18,9%, 24,9%, 17,7% голосов избирателей). Этой цели служат предложения к программе такого сотрудничества, принятые 17-м съездом КПФ (май 1975).
Дружественные отношения между Ф. и СССР, стремление к развитию и расширению взаимовыгодного сотрудничества нашли отражение в 60=70-х гг. в ряде соглашений: о культурном сотрудничестве (1960), о передаче Ф. в аренду сов. части Сайменского канала (1962), об образовании постоянной межправительственной сов.-финл. комиссии по экономическому сотрудничеству (1967), о развитии экономического, технического и промышленного сотрудничества (1971), о морском судоходстве, о сотрудничестве в области энергетики, по правовым вопросам (все в 1974), о сотрудничестве в строительстве Костомукшского горно-обогатительного комбината, а также перспективные программы сотрудничества в области науки и техники (1974), естественных и общественных наук (1975). В мае 1977 в Москве была подписана Долгосрочная программа развития и углубления торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Ф. и СССР до 1990. Наряду с развитием связей по государственной линии активно развивается сотрудничество общественных организаций обеих стран. Кроме КПФ, связи с КПСС установили СДПФ (в 1968), Партия центра (в 1970). В мае 1973 Ф. заключила соглашение о сотрудничестве с Советом экономической взаимопомощи.
Ф. поддерживает тесные связи с зап. странами, особенно со Швецией, ФРГ, Великобританией и США. В 1961 Ф. вступила на правах ассоциированного члена в Европейскую ассоциацию свободной торговли, в 1968 = в организацию экономического сотрудничества и развития. В 1973 заключила соглашение с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) о свободной торговле промышленными товарами, заявив, что это соглашение не связывает Ф. политически и не затрагивает её внешнеполитической линии, главным содержанием которой является поддержание и всестороннее развитие финл.-сов. отношений в соответствии со всеми положениями Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Ф. 1948 и сов.-финл. Заявления от 6 апреля 1973 (принято в 25-ю годовщину договора 1948). Правительство Ф. отметило также, что Ф. расторгнет соглашение с ЕЭС, если в ходе его осуществления выяснится, что оно наносит ущерб отношениям Ф. с СССР. В 1973, Ф. заключила также соглашение с Европейским объединением угля и стали. Ф. принадлежит ряд важных инициатив в плане укрепления мира и безопасности в Европе: об объявлении территории стран Сев. Европы безъядерной зоной (1963, 1967, 1974), о заключении соглашения об обеспечении мира на финл.-норв. границе (1965), о готовности выступить организатором Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1969). Первый (июль 1973) и третий (июль = август 1975) этапы этого совещания проходили в Хельсинки. 8 августа 1963 Ф. подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трёх сферах, 1 июля 1968 = Договор о нераспространении ядерного оружия. 1 августа 1975 от имени Финляндской Республики президент У. К. Кекконен подписал Заключительный акт Совещания, по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Лит.: Ленин В. И., Протест финляндского народа, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Приближение развязки, там же,) т. 12; его же, Царь против финского народа, там же, т. 19; его же, Поход на Финляндию, там же, т. 19; его же, [Резолюция VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, там же, т. 21; его же, Финляндия и Россия, там же, т. 32; Куусинен О. В., Избр. произв., М., 1966; Лайдинен А. П., Очерки истории Финляндии второй пол. XVIII в., Л., 1972; Жербин А. С., Формирование. промышленного пролетариата в Финляндии во второй пол. XIX в., М. = Л., 1963; Суни Л. В., Финляндско-русские торговые отношения во второй пол. XIX в. (1858=1885), Тарту, 1963; Бобович И. М., Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции, Л., 1968; Кяйвяряйнен И. И., Международные отношения на севере Европы в нач. XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г., Петрозаводск, 1965; Корнилов Г. Д., Русско-финляндские таможенные отношения в кон. XIX = нач. XX вв., Л.,. 1971; Власова М. Н., Пролетариат Финляндии в годы первой русской революции (1905=07), Петрозаводск, 1961; Коронен М. М., Финские интернационалисты в борьбе за власть Советов, Л., 1969; Ингульская Л. А., В борьбе за демократизацию Финляндии (1944=1948), М., 1972; Сюкияйнен И. И., Революционные события 1917=1918 гг. в Финляндии, Петрозаводск, 1962; Холодковский В, М., Революция 1918 в Финляндии и германская интервенция, М., 1967; Петров В., Финляндия в планах империалистических держав в 1918=1920 гг., Петрозаводск, 1961; Похлёбкин В., СССР = Финляндия: 260 лет отношений. 1713=1973, М., 1975; Бартеньев Т., Комиссаров Ю. Д., Тридцать лет добрососедства, М., 1976 (лит.); Из истории Коммунистической партии Финляндии, [пер, с фин.], М., 1960; Кекконен У., Финляндия и Советский Союз. Речи, статьи, интервью. 1952=1975, пер. с фин., М., 1975; Smirnov V., Lenin Suomen vaiheissa, Hels., 1970; Suomen ulkopolitiikka, Hels., 1975; Jutikkala Е., Pirinen K., A history of Finland, N. Y., 1962; Suomen historia, osa 1=10, Hels., 1944=67; Suomen historian kasikirja. Toirn. A. Korhonen, t. 1=2, Hels., 1949; Lundin C., Finland in the second world war, Bloomington. 1957; Huttonen V., Taysivaltainen kan sakunta 1917=1939, Porvoo, 1968; его же, Tavsi = ikainen kansakunta 1939=1973, Porvoo = Hels., 1974; Kahkoa P., PihlajaniemiT., PyyluomaS., Toinen tasavalta, Hels., 1976.
Библиографические справочные материалы: Maliniemi A., Kivikoski E., Suomen historiallinen bibliografia. 1901=1925, osa 1=2, Hels., 1940; Vallinkoski J., Schauman Н., Suomen historiallinen bibliografia. 1926=1950, t. 1=2, Hels., 1955=56; их же, Suomen historiallinen bibliografia 1544=1900, Hels.. 1961; Lamminen P., Suomen historiallinen bibliografia. 1951=1960, Hels., 1968; Julkinen М., Lehikoinen A., A select list of books and articles in English, Freinch and German on Finnish politics in the 19-th and 20-th century, Turku, 1967; Kolari V., Suonsyrja l., Political history of the Scandinavian countries and Finland in the 19-th and 20-th Centuries. A bibliography of literature in Russian language, Tampere, 1973.
Л. В. Суни (до 1918), В. Г. Федоров (с 1918).
VI. Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации
Политические партии. Социал-демократическая партия Ф. (СДПФ; Suomen Sosialidemokraattinen Puolue), создана в 1918 правыми социал-демократами после распада основанной в 1899 Фин. рабочей партии (с 1903 называется СДПФ). Входит в Социалистический интернационал. Численность около 100 тыс. членов (1976); Партия центра (ПЦ, Keskustapuolue), основана в 1906 (до октября 1965 называлась Аграрный союз). Численность 265 тыс. членов (1975); Коммунистическая партия Ф. (КПФ, Suomen Kommunistinen Puolue), основана 29 августа 1918. Численность свыше 46 тыс. членов (1975); Либеральная народная партия (ЛНП, Liberaalinen Kansanpuolue), основана в 1965 в результате объединения Народной партии Ф. и Союза свободомыслящих (существовали в 1951=65). Численность 18,7 тыс. членов (1975); Шведская народная партия (ШНП, Svenska Folkspartiet Finland), основана в 1906. Численность 42 тыс. членов (1975); Национальная коалиционная партия (НКП, Kansallinen Kokoomus), основана в 1918. Численность 78 тыс. членов (1975); Сельская партия Ф. (СПФ, Suomen Maaseudun Puolue), основана в 1959 (до 1966 называлась Партия мелких земледельцев). Численность около 30 тыс. членов (1975); Партия единства народа Ф. (ПЕНФ, Suomen Kansan Yhtenaisyyden Puolue), основана в 1972 в результате раскола СПФ. Численность 15 тыс. членов (1975); Христианский союз Ф. (ХСФ, Suomen Kristillinen Liitto), основан в 1958. Численность 13 тыс. членов (1975); Конституционалистская народная партия Ф. (Suomen Perustuslaillinen Kansanpuolue), основана в 1973.
Профсоюзы и другие общественные организации. Центральная организация профсоюзов Ф., основана в июне 1969 в результате объединения центрального объединения профсоюзов Ф. (основана в 1930), организации профсоюзов Ф. (основана в 1960) и др. Численность свыше 900 тыс. членов (1976); Центральный союз организаций служащих и чиновников. Численность 287 тыс. членов (1975); Центральный союз организаций специалистов технических профессий. Численность 74 тыс. членов (1975) и др.
Демократический союз народа Ф. (ДСНФ, Suomen Kansan Demokraattinen Liitto), массовая общественно-политическая организация сотрудничества демократических сил Ф. Основан в 1944 КПФ и левыми социал-демократами. Коллективные член ДСНФ = КПФ, играющая в ДСНФ ведущую роль, Демократический союз женщин Ф., Демократический союз молодёжи Ф. и др.; Сторонники мира Ф., основаны в 1949. Общество "Финляндия = Советский Союз", основано в 1944. Численность 300 тыс. членов (1976). В Ф. имеется более 40 обществ дружбы с др. странами.
? В. Г. Федоров.
VII. Экономико-географический очерк
Общая характеристика. Ф. = индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития капитализма. В промышленности и строительстве создаётся 45% валового национального продукта, в сельском и лесном хозяйстве 11,6% (собственно в сельском хозяйстве 6,1%), в торговле и банковском деле 13,4%, на транспорте 6,8%, в сфере обслуживания 18,3% (1975). Экономическое развитие Ф. в послевоенные годы проходило в основном в благоприятных условиях, чему в значительной степени способствовало развитие связей с Сов. Союзом и др. социалистическими странами, ослабившими зависимость Ф. от капиталистических рынков. В послевоенные годы была создана многоотраслевая экономика, характеризующаяся более быстрым темпом роста промышленного производства, чем в ряде др. капиталистических стран (к началу 1970-х гг. довоенный уровень был превышен в 4 раза). сельское хозяйство достигло высокой степени механизации и интенсификации (производство зерна и продуктов животноводства превысило собственные потребности). Экономика Ф. в значительной степени ориентирована на внешние рынки; Ф. активно участвует в международных хозяйственных связях; она является крупным поставщиком бумаги, целлюлозы, продукции машиностроения = судов, машин и оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и др. Доля экспорта товаров и услуг составляет 31% (1974) валового национального продукта (против 20% в 1950, 23% в 1960, 27% в 1970). Для экономики Ф. характерна высокая степень централизации и концентрации капитала и производства. Определяющее влияние в экономике принадлежит двум десяткам семей крупных собственников, у которых находится более 70% частного акционерного капитала. Они же занимают ключевые позиции в 2 крупнейших коммерческих банках (Объединённый банк Финляндии и Национальный банк), сосредоточивающих 85% банковского капитала. В начале 1970-х гг. на 30 крупнейших монополистических объединений приходилось 54% промышленной продукции, 46% рабочей силы, 70% собственности в промышленности, 60% инвестиций и 81% экспорта.
Доля государственного сектора в промышленности составляет около 20%, на государственных предприятиях занято около 18% рабочей силы (1974). Наиболее значительная доля государства в горнорудной, металлур

Смотрите также: