Большая советская энциклопедия

Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан

Фараби, аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб, = 950, Дамаск), философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. В основе философии Ф. = сочетание аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации, божество ("необходимо-сущее само по себе") производит в вечности мир ("необходимо-сущее благодаря другому") через последовательный ряд истечений (эманаций), начинающийся космическими "интеллектами", каждый из которых соответствует определённой небесной сфере; цепь этих "интеллектов" замыкается "активным интеллектом", который управляет процессами, происходящими в подлунном мире = мире возникновения и уничтожения; соединение с "активным интеллектом" = предельная цель человеческого знания.

В социально-этических трактатах Ф. развивал учение о "добродетельном городе", руководимом правителем-философом, выступающим одновременно и как имам, предводитель религиозной общины, передающий широкой публике в образно-символической форме получаемые им от "активного интеллекта" истины. Идеальному социально-политическому устройству Ф. противопоставлял "невежественные города", воплощающие отрицательные нравственные качества. Ф. = автор комментариев к сочинению Аристотеля (отсюда его почётное прозвище "Второй учитель") и Платона. "Большой трактат о музыке" Ф. = важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.

Соч. в рус. пер.: Философские трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А., 1972; Социально-этические трактаты, А.-А., 1973; Логические трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975.

Лит.: Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры, М., 1975; Хайруллаев М. М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.); Madkour J., La place d?al-Farabi dans l?ecole philosophique musulmane. P., 1934.
? А. В. Сахадеев.

Смотрите также: