Большая советская энциклопедия

Саади (персидский писатель)


Саади (персидский писатель)
Саади (псевдоним; настоящее имя - Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203-10, Шираз, - 9.12.1292, там же), персидский писатель и мыслитель. Происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной академии "Низамия" в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму "Бустан" (авторское название "Саади-наме", 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226-60). Ему же посвящен и "Гулистан" (1258). С. вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника, "старца", в скромном подворье на окраине Шираза.

Известны две редакции собрания сочинений С. Одна выполнена в 1334 неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция представлена в четырёх списках начала 14 в. и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий сочинений С., ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу С.; "Пять меджлисов" - прозаические, пересыпанные стихами "послания"-поучения в религиозно-философском духе, "наставления царям", ответы па некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; "Гулистан"; "Бустан"; арабские и персидские касыды; элегии; макаронические стихи (см. Макароническая поэзия) любовно-лирического и моралистического содержания; "Тарджибанд" - цикл 113 22 любовных газелей, соединённых рефреном; четыре сборника газелей; "Книга Сахиба" - сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые лирические формы, - рубай, кит'а, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.

Расцвет поэтической деятельности С. падает на годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов - панегиристов и мистиков, С. обратил слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах "Гулистана" и отчасти "Бустана". Огромны были и слава С., и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика С. делит с Хафизом, то он не знает себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизма.

Соч.: Куллият-е Са'ди-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941); Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956; в рус. пер. - Избранное, Сталинабад, 1954; Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959; Бустан. Лирика, М., 1962; Са'ди-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.
Лит.: Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966; Сами Али, Шенасайн-е Са'ди дар Орупа, "Хонар ва мардом", 1967, Ї 61-62.
А. Н. Болдырев.

Смотрите также: