Большая советская энциклопедия

Реактивное топливо

Реактивное топливо, топливо для авиационных реактивных двигателей. В качестве Р. т. наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В производстве Р. т. используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации. Основные физико-химические показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР Показатель Сорт топлива Т-1 ТС-1 термостабильные РТ Т-6

Плотность (кг/м3) при 20 ?С, не менее 800 775 775 840

Фракционный состав:        

10% перегоняется при температуре (?С), не выше 175 165 175 195
98% перегоняется при температуре (?С), не выше 280 250 280 315
Теплота сгорания низшая, кдж/кг (ккал/кг), 43050 (10250) 43050 (10250) 43260 (10300) 43260 (10300)
Температура начала кристаллизации (?С), не выше -60 -60 -60 -60
Общее содержание серы (%), не более 0,10 0,25 0,10 0,05
Содержание меркаптановой серы (%), не более - 0,005 0,001 -
Важнейшими показателями Р. т. являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полёта. Р. т. должно иметь высокую термическую стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолётах, в баках которых топливо может нагреваться до 150-200 ?С и выше. Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных соединений), например путём обработки водородом (см. Очистка нефтепродуктов).При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р. т. К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р. т. содержится растворённая вода (до 0,008-0,01% при обычных температурах), которая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать кристаллы льда. Поэтому в Р. т. вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические)(10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объёмного %); добавляются также присадки, предотвращающие накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.
Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.
? И. В. Рожков.

Смотрите также: