Большая советская энциклопедия

Промышленная графика

Промышленная графика, вид прикладной художественной графики. П. г. обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания - каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги - бланки, конверты и др.). По своим задачам П. г. тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь её составной частью. В произведениях современной П. г. одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение. П. г. происходит от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности. В процессе развития товарно-денежных отношений она формировалась как специальная область художественной деятельности, подчинённая развитию производства и рынка. П. г. окончательно сложилась в конце 19 в., когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе, оформлении упаковок и др. К этому же времени относятся первые попытки создания единого фирменного стиля, охватывающего как промышленные здания и продукцию, так и элементы П. г. (работы П. Беренса). Стилевое развитие П. г. тесно связано с общим развитием пластических искусств. В конце 19 - начале 20 вв. характерное для "модерна" стремление эстетически насытить окружающую человека предметную среду обусловило бурное развитие П. г. в рамках этого стиля, в 1920-е гг. в П. г. проявилось влияние функционализма (работы австрийского художника Г. Байера, немецкого художника Я. Чихольда, голландского художника П. Зварта и др.), в 1930-1940-е гг. нередко были сильны эклектические тенденции. Современная зарубежная П. г. часто включается в систему художественного конструирования (т. н. дизайн-графика), широко используя типичные для неё методы проектирования; преобладает ориентация на коллективное творчество с тенденцией к обезличиванию художника-исполнителя. П. г. занимаются специальные художественные бюро: созданные по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными. В дореволюционной России П. г. не развилась в самостоятельную область творческой деятельности, господствовало преимущественно подражание иностранным образцам. После Октябрьской революции 1917 были созданы новая советская государственная эмблематика, образцы оформления документации учреждений и промышленных предприятий. В 20 - начале 30-х гг. важную роль в развитии советской П. г. сыграли Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, В. В. Маяковский и др. В 30-х гг. в области П. г. работал Е. Е. Лансере, в 40-х - Кукрыниксы. С конца 1950-х гг. устраиваются выставки П. г., в некоторых республиканских союзах художников созданы подсекции, объединяющие профессиональных художников, работающих в области П. г.

Лит.: Мурина Е., Прикладная графика, "Творчество", 1964, ? 2; Gerstner К., Kutter M., Die neue Graphik, Basel - [Teufen, 1959]: Neumann E., Functional graphic design in the 20 century, [N. Y.], 1967.

? В. Н. Ляхов.

Смотрите также: