Большая советская энциклопедия

Памфлет

Памфлет (англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- "эпиграмматическое произведение" (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония, сгущенная до сарказма, так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем.

П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например "Лжец..." Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта. В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов, а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. "Что такое третье сословие" Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв. можно назвать "Памфлет о памфлетах" (1824) П. Л. Курье, "Менцель-французоед" (1837) Л. Берне, "Современные памфлеты" (1850) Т. Карлейля, "Наполеон Малый" (1852) В. Гюго, "Я обвиняю" (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, "Левацкий шик" (1971) Т. Уолфа и др.

В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы "Путешествия из Петербурга в Москву", 1790), В. Г. Белинский ("Письмо к Н. В. Гоголю", 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой ("Не могу молчать"). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс ("Господин Фогт"), В. И. Ленин ("Памяти графа Гейдена"), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.

Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения "роман-П.", "пьеса-П.", "П.-очерк" и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с "Утопии" Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Прекрасный новый мир" О. Л. Хаксли), "Помпадуры и помпадурши" М. Е. Салтыкова-Щедрина, "Карьера Артуро Уи" Б. Брехта, "Трест Д. Е." И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского "Моё открытие Америки" и его стихи о "советских помпадурах", роман "У нас это невозможно" (1935) С. Льюиса.
Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98.
В. А. Калашников.

Смотрите также: