Большая советская энциклопедия

Олигополии теория

Олигополии теория, буржуазная экономическая теория, анализирующая новые формы господства групповых монополий на рынке (см. Олигополия). О. т. носит апологетический характер и направлена на разработку практических рекомендаций для корпораций и буржуазного государства.

В конце 19 - начале 20 вв. математическая школа буржуазной политической экономии исследовала один из видов олигополии - дуополию.В конце 20-х гг. 20 в. Э. Чемберлин (США) в своей теории монополистической конкуренции (см. Монополистической конкуренции теория) рассматривал олигополию в основном как групповую монополию конкурентов на рынках дифференцированных товаров одного и того же вида (например, автомашин разных классов), а также дал анализ олигополии применительно к рынкам стандартизованной продукции; Г. Штаккельберг (Германия) классифицировал различные виды олигополии. С выходом в свет работ Дж. М. Кларка, Р. Триффина, У. Фелнера (США) и др. в О. т. стал учитываться более сложный характер рыночных условий (взаимосвязь между отраслями, сдвиги в спросе и предложении товаров, в активах компаний, уровень информации о рынке и т.д.). Однако исследования буржуазными экономистами рыночных проявлений групповой монополии оторваны от анализа важнейших внерыночных факторов (производственных, финансовых, социальных, политических и др.), что маскирует монополистический характер олигополии, её разностороннее воздействие на обострение противоречий капитализма в условиях научно-технической революции. Ряд буржуазных экономистов (П. Сэмюэлсон,Р. Дорфман - США и др.), признавая, что олигополия преследует цель достижения наивысшей прибыли, вместе с тем считает, что функционирование групповой монополии подчинено интересам потребителя. Это противоречит их признанию, что олигополистическая структура отрасли и методы неценовой конкуренции способствуют сохранению и росту монопольных цен, которые понижают реальную заработную плату трудящихся. Другие буржуазные экономисты, например Дж. Голбрейт (США), выявляют отрицательное воздействие олигополии на потребителя, но одновременно доказывают "рациональный" и даже плановый характер её деятельности, направленной якобы на сохранение высоких темпов роста производства. Прямые защитники монополий используют О. т. для ограждения гигантских корпораций от действия антитрестовского законодательства.

? Лит.: Самуэльсон П., Экономика, [пер. с англ.], М., 1964; Гэлбрейт Д. - К., Новое индустриальное общество, пер. с англ., М., 1969; Козлова К. Б., Энтов Р. М., Теория цены, [М., 1972], гл. 6. См. также лит. при ст. Дуополия.
? Ю. А. Васильчук.

Смотрите также: