Большая советская энциклопедия

Лансере Евгений Евгеньевич

Лансере Евгений Евгеньевич [23.8(4.9).1875, Павловск, ныне Ленинградской области, - 13.9.1946, Москва], советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-95), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895-98). Член объединения "Мир искусства". Преподавал в Тбилисской АХ (1922-34), Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде (1934-38). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, разделяя с ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Л. выступал в 1900-10-е гг. главным образом как оформитель и иллюстратор журналов и книг. Графические композиции Л. сочетают рисунок-рамку в духе барокко или орнамент "модерна" с перспективно-объёмными документально точными историческими видами (оформление журнала "Мир искусства", заставки, виньетки, концовки к книгам: "Царская... охота на Руси..." Н. Кутепова, издана в 1902; "Царское село..." А. Н. Бенуа, издана в 1910). Стремление Л. к жизненной убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно заметно в станковой графике ("Корабли времён Петра Первого", темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках для революционных журналов "Жупел", "Адская почта" и др. (1905-08). Это качество доминирует и в иллюстрациях Л. к повестям Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат" (1912-41) и "Казаки" (1917-37), отмеченных интересом к народной жизни, отличающихся чёткостью рисунка, но иногда выполненных в смягчённой живописной манере, "пятном", размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Л. с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много работать в области книжной графики, Л. часто обращался в эти годы к монументально-декоративному искусству. Его монументально-живописные работы динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны 17-18 вв. (росписи залов: Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933-34 и 1945-46, и гостиницы "Москва", темпера, 1937, - в Москве). Л. работал также в области театрально-декорационной живописи ("Юлий Цезарь" У. Шекспира, 1924, "Горе от ума" А. С. Грибоедова, 1938, - в Малом театре в Москве), плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Лит.: Е. Е. Лансере. Каталог выставки..., М., 1961; Подобедова О. И., Е. Е. Лансере. 1875-1946, М., 1961.

? Т. И. Володина.

Смотрите также: