Большая советская энциклопедия

Гельцер Екатерина Васильевна

Гельцер Екатерина Васильевна [2(14).11.1876, Москва, - 12.12.1962, там же], советская артистка балета. В 1925 первой из артисток балета удостоена звания народной артистки РСФСР. Дочь известного танцовщика В. Ф. Гельцера. В 1894, окончив Московскую балетную школу, была принята в труппу Большого театра. В 1896-98 артистка Мариинского театра (Петербург). Большое влияние на творчество танцовщицы оказал балетмейстер М. И. Петипа, в постановках которого она выступала в ведущих партиях. В 1898-35 работала в Большом театре, была основной исполнительницей в балетах А. А. Горского. Г. - выдающаяся представительница русской школы классического танца. В её исполнении соединялись безукоризненная техника, музыкальность, танцевальная выразительность и глубокое проникновение во внутреннюю жизнь сценического образа. Лучшая партия, созданная Г. в дореволюционное время, - Саламбо ("Саламбо" Арендса, 1910), утверждавшая в балете реалистическое искусство, психологическую правду. С 1910 гастролировала за рубежом (выступала в антрепризе С. П. Дягилева). В 1927, в балете "Красный мак" Глиэра - первом советском балете, посвященном современной тематике, - артистка создала образ китайской танцовщицы Тао Хоа. В этой партии принципы классического балета нашли своё выражение в образе нового социального героя. В 30-е гг. гастролировала по Советскому Союзу, выступала в заводских клубах, в отдалённых уголках страны. В 1942-44 состоялись последние выступления Г. Среди партий: Лиза ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Медора ("Корсар" Пуни и Адана), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" Чайковского). Г. вела консультативно-педагогическую работу. Государственная премия СССР (1943). Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Московский Большой театр. 1825-1925, М., [1925]; Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965.

Смотрите также: